Тел: +70976539277
Email: kronos@gmail.com
Мы в:
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям
Звукобуквы |
Цвета |
А |
густо-красный |
Я |
ярко-красный |
О |
светло-жёлтый или белый |
Е |
зелёный |
Ё |
жёлто-зелёный |
И |
синий |
Й |
синеватый |
У |
тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый |
Ю |
голубоватый |
Ы |
мрачный тёмно-коричневый или чёрный |
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых .
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых .
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
Конструктивистский дискурс как философско-методологическая основа изучения когнитивных функций головного мозга
В
течение последних двадцати лет в странах Западной Европы и США широкое
распространение стало обретать философское направление, называемое радикальным
конструктивизмом. Основной тезис, вокруг которого представители данного
направления строят свои концепции, в формулировке Э. фон Глазерсфельда звучит следующим
образом: ...
Некоторые выводы теории тяготения Эйнштейна
Ряд
выводов теории Эйнштейна качественно отличается от выводов ньютоновской теории тяготения Важнейшие из них связаны с возникновением
«черных дыр», сингулярностей пространства-времени
(мест, где формально, согласно теории, обрывается существование частиц и полей
в обычной, известной нам форме) и существованием гравитационных в ...