Тел: +70976539277
Email: kronos@gmail.com
Мы в:
Применение пестицидов было и остается одним из основных путей интенсификации сельскохозяйственного производства. Однако, будучи чужеродными химическими веществами, вносимыми в окружающую среду, пестициды могут представлять собой известную опасность для природы и человека. Многие пестициды способны длительно сохраняться в среде обитания людей, попадая из одного объекта среды в другой и превращаясь в более токсичные соединения. Согласно мировой экологической статистике пестициды входят в группу экотоксикантов, составляющих так называемую "грязную дюжину" [1].
В качестве гербицидов наибольшее распространение получили хлорфеноксикарбоновые кислоты (ФКК) и их производные. Ввиду отсутствия приемлемых альтернативных способов борьбы с сорняками производство и потребление пестицидов этой группы продолжает возрастать. Общая формула для соединений группы хлорфеноксикарбоновых кислот
Известно влияние заместителей R1 и R2 на гербицидную активность этих соединений. В общем случае возрастание активности происходит при R=Hal, причем максимум гербицидной активности наблюдается при наличии в бензольном кольце двух атомов хлора, при дальнейшем росте числа атомов Hal гербицидная активность снижается. Таким образом, соединения группы 2,4-дихлорфеноксикарбоновых кислот являются самыми активными гербицидами и, следовательно, наиболее широко используются. Активному распространению соединений группы 2,4-Д способствует также наличие у отдельных ее представителей (2,4-Д, 2,4-ДМ, 2М-4ХП) гормональных свойств: применение препаратов, содержащих указанные гербициды, ведет к интенсификации биосинтеза белка, стимулированию корнеобразования и ускорению дозревания плодов [2].
Наиболее распространенные пестициды группы ФКК и их ПДК в водных объектах представлены в табл.1.
Таблица 1. Перечень наиболее распространенных пестицидов группы ФКК и их ПДК в объектах окружающей среды.
Название |
Синоним или краткое обозначение |
ПДК, мг/л |
Кислота феноксиуксусная |
ФУК |
1 (питьевая вода) |
Кислота 2,4-дихлорфеноксиуксусная |
2,4-Д |
0,03 (питьевая вода) 1 (природная) |
Кислота 2-метил-4 хлорфеноксиуксусная |
2М-4Х, МСРА |
0,02 (воды рыбохоз. водоемов) 0,04 (сан-быт.) |
Кислота 2,4,5-трихлорфеноксиуксусная |
2,4,5-Т |
Запрещена к применению! |
Кислота 2,4-дихлорфенокси--пропионовая |
Дихлорпроп, 2,4-ДР |
0,5 (питьевая) 0,62 (природная) |
Кислота 2-метил-4-хлорфенокси--пропионовая |
Мекопроп, 2М-4ХП, МСРР |
---- |
Кислота 2,4,5-трихлорфенокси--пропионовая |
2,4,5-ТР, Silvex |
---- |
Кислота 2,4-дихлорфенокси--масляная |
2,4-ДВ |
0,01 (питьевая) |
В народном хозяйстве представители ФКК применяются в качестве гербицидов (для борьбы с сорняками), арборицидов (для уничтожения малоценных пород кустарников), альгицидов (для уничтожения водных растений при зарастании водоемов). Попадая в различные объекты окружающей среды, пестициды накапливаются в них либо включаются в различные миграционные цепи (рис. 1). При этом в каждом из объектов окружающей среды пестициды подвергаются всевозможным процессам разложения. ФКК характеризуются сравнительно низкой персистентностью- способностью сохраняться какое-либо время в окружающей среде, не теряя своей биологической активности, и, например, в почве подвержены каталитическим процессам разложения с участием микроорганизмов и ферментов: деалкилированию, дегалогенированию, гидролизу, разрыву кольца и т.д. с образованием в конечном итоге 2,4-Д и 2,4-ДХФ (2,4-дихлорфенола), более стабильных, чем исходные соединения. Обладая хорошей растворимостью в воде, продукты разложения вымываются из почвы и поступают в грунтовые воды, а затем в открытые водные объекты.
Программа вступительных экзаменов по физике в 2004г. (МГУ)
Настоящая
программа составлена на основе ныне действующих учебных программ для школ и
классов с углубленным изучением физики.
При
подготовке к экзамену основное внимание следует уделить выявлению сущности
физических законов и явлений, умению истолковывать физический смысл величин и
понятий, а также умению применять ...
Программа вступительных экзаменов по биологии в 2004г. (МГУ)
На
экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:
знание
главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и
развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой
природы;
знание
строения и жизни растений, животных, человека, основных ...