Тел: +70976539277
Email: kronos@gmail.com
Мы в:
Кроме подобных экзотических и дорогостоящих процедур, направленных на "выжимание идеи" любой ценой, существуют рациональные правила организации индивидуального и коллективного труда, которым посвящено большое количество литературы.
ПРИМЕР 14
10 заповедей изобретателя, разработанных в американской изобретательской ассоциации. Они имеют подзаголовок: "Как удержать в голове перспективную идею":
"Держи под рукой блокнот. Эдисон имел его даже в ванной.
Никогда не надейся, что удержишь в памяти хорошую идею.
Запиши идею и сделай набросок. Графический образ, как правило, запоминается лучше.
Отбрось все дела и сконцентрируй внимание на идее и ее развитии.
Новую идею легче воспроизвести в памяти, когда есть исходная база, к которой можно вернуться.
Новые идеи всегда сопряжены с риском, а риск противоречит человеческой натуре. Память сотрет идею, если будешь невнимателен.
На стадии обдумывания идеи не рассуждай "почему?" и "возможно ли это?". Твори. Твои руководители и подчиненные со временем скажут тебе, в чем твои ошибки.
Нацеливай идею на будущее. Записывай все, что может пригодиться. Позже что-то отсеется, но кое-что и останется.
Остынь. Вернись к своим записям на следующий день.
Десятая заповедь? Да, была ведь и десятая, но мы забыли ее записать. Где же ее теперь искать?"
Горюнов И. Американские изобретатели в поисках поддержки,
журнал "Изобретатель и рационализатор", 1985, № 10, с. 34.
В заключение отметим интересные результаты московского врача-психотерапевта В. Л. Райкова, ведущего эксперименты по раскрытию творческих возможностей человека в состоянии гипноза.
ПРИМЕР 15
"Так, не умевшие рисовать в состоянии гипноза выполняли "похожие" реалистические портреты, легко входили в заданную роль, результативнее играли в шахматы и т. д. Как правило, испытуемые после примерно 10 сеансов получали возможность активного творческого рисования уже в состоянии бодрствования".
Райков А. Л. Роль гипноза в ситуации психологических условий творчества,
"Психологический журнал", том 1983 г., № 1, с. 106-115.
Это, пожалуй, единственная эффективная процедура получения творческих результатов, предложенная психологами. Нужно сказать, что психология творчества со своими методами (воспоминания ученых, писателей, художников; самоотчеты; метод упрощенных модельных экспериментов; анкетирование; тесты), к сожалению, не дала практикам стабильно работающих поисковых процедур .
К определенным достоинствам стимуляции индивидуальной психики нужно отнести простоту и общедоступность (хотя, как считает автор, разумнее пользоваться простейшими правилами организации умственного труда). Главный же недостаток подобных процедур - сравнительная узость самой опоры, случайность решения сложных задач-"многоходовок", отсутствие видимых резервов развития . <BR.
При анализе возможностей индивидуальной психики следует учитывать тот факт, что человеческий мозг сформировался приблизительно 40-100 тыс. лет назад и в последующее время все большее значение приобретали не биологические формы накопления и наследования (гены, безусловные рефлексы), а социальные - устные инструкции, книги, вещи, магнитные диски и т. п.
b) Неалгоритмические методы творчества (методы активизации творческого процесса) включают: различные списки контрольных вопросов, мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов, морфологический анализ и их многочисленные комбинации. Поучительно, что они были созданы не психологами, а инженерами, естествоиспытателями. Им посвящена книга Дж. К. Джонса "Методы проектирования" (М.: Мир, 1986). Анализ этих методов дан практически во всех книгах по ТРИЗ. Все без исключения неалгоритмические методы творчества направлены на резкое увеличение числа вариантов решения. В отличие от них, в ТРИЗ целенаправленно ищутся не любые (в том числе и самые слабые), а одно или несколько сильных решений. Ниже мы остановимся лишь на основных достоинствах и недостатках неалгоритмических методов.
Достоинства |
Недостатки |
Помогают решать относительно простые задачи, увеличивают количество новых идей. |
Плохо решают сложные задачи; низка вероятность получения новой качественной идеи. |
Принципиально доступны в освоении. |
Нет корректного отечественного опыта их применения. |
Иногда опираются на коллективный опыт. |
Не развиваются на качественном уровне. Не дают критериев оценки полученных идей. |
Эволюция вселенной. Рождение галактик
Процесс
эволюции Вселенной происходит очень медленно. Ведь Вселенная во много раз
старше астрономии и вообще человеческой культуры. Зарождение и эволюция жизни
на земле является лишь ничтожным звеном в эволюции Вселенной. И всё же
исследования проведенные в нашем веке, приоткрыли занавес, закрывающий от нас
далекое про ...
Движение. Пространство и время
Что делает мир единым? Пытались найти основу всего
сущего. Основа всего сущего–субстанция(категория философии).
Понятие субстанции сформировалось не сразу.
Первоначально субстанция–субстрат. Сегодняшнее понимание–многообразие вещей,
явлений, которые существуют через субстанцию, благодаря ей, но сами субстанцией
не яв ...